чем отличаются турбины

В описании к турбинам часто можно увидеть формулировку: с изменяемой и фиксированной геометрией. Чем отличаются турбины с этими характеристиками? 

Турбокомпрессор — это устройство, используемое в дизелях с 1980-х годов. Благодаря турбине увеличивается крутящий момент и мощность двигателя, уменьшается расход топлива. Именно благодаря турбокомпрессору дизели перестали восприниматься как “грязные” двигатели. В бензиновых двигателях они стали иметь ту же задачу и начали устанавливаться в 90-х гг. Со временем они приобрели популярность, и после 2010 г. стали распространены во всех типах двигателей.

Чем отличаются турбины по принципу работы

Основные компоненты турбокомпрессора картридж, актуатор и геометрия. Турбина приводится в движение потоком выхлопных газов из выпускного коллектора. За счет вращения крыльчатки турбиной создается давление воздуха. Затем воздух поступает во впускной коллектор и камеру сгорания. Чем активнее поток выхлопных газов, тем выше давление воздуха, создаваемое турбиной.  

Работа турбокомпрессора полностью зависит от скорости выхлопных газов. В противном случае не будет надлежащего давления воздуха, поступающего в двигатель. Получается, что работа двигателя на малых оборотах отрицательно сказывается на эффективности работы турбины.

Чтобы свести к минимуму это нежелательное явление, следует использовать турбокомпрессор с соответствующими характеристиками для конкретного двигателя. Чем больше турбина, тем она эффективнее, но ей нужна большая нагрузка по выхлопным газам и большее время «раскрутки». Это время называется турбо-лаг или лаг. Поэтому имеет смысл использовать маленький турбонагнетатель для небольшого двигателя (примерно до 2 л) и большой для двигателя большей мощности. Тем не менее, у более крупных двигателей все равно наблюдается проблема с «запаздыванием», поэтому для них обычно используются системы би-турбо и твин-турбо.

Изменяемая геометрия ― решение проблемы турбоямы

чем отличаются турбины регулируемая геометрия

Наиболее эффективный способ уменьшить турбозапаздывание — использовать турбину с изменяемой геометрией. Подвижные лопатки изменяют свое положение (угол наклона) и тем самым придают переменную форму потоку выхлопных газов, попадающему на лопатки турбины. В зависимости от давления отработавших газов лопатки устанавливаются под большим или меньшим углом, что ускоряет вращение ротора даже при более низком давлении отработавших газов. При большем давлении отработавших газов турбокомпрессор работает в обычном режиме без изменения геометрии. Управление изменяемой геометрией может быть пневматическим или электронным. Изменяемая геометрия турбины изначально использовалась исключительно в дизельных двигателях , но в настоящее время все чаще используется и в бензиновых.

Эффект переменной геометрии – более плавный разгон с низких оборотов и отсутствие ощутимого момента “включения турбо”. Как правило, дизельные двигатели с постоянной геометрией значительно быстрее разгоняются примерно до 2000 об/мин. Если турбина имеет изменяемую геометрию двигатель будет плавно и четко разгоняться примерно с 1700-1800 об/мин.

У изменяемой геометрии турбокомпрессора вроде бы одни плюсы, но это не всегда так. Во-первых, долговечность таких турбин ниже. Нагар на деталях может их заблокировать, так что двигатель в верхнем или нижнем диапазоне не имеет своей мощности. Хуже того, турбокомпрессоры с изменяемой геометрией труднее ремонтировать, что сказывается на стоимости их обслуживания. Иногда полное восстановление бывает невозможным.

Здесь подробно описаны причины поломки турбин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *