Стук при повороте руля может быть слышен как при стоянке, если просто поболтать рулевым колесом, так и в движении. Каждому водителю хочется чтобы его машина ездила и не ломалась.
Однако при эксплуатации автомобиля неизбежно что-то ломается. И рулевая система в этом плане не исключение.
Мечтаешь зарабатывать на своем телеграм-канале, но не знаешь с чего начать?
Подписывайся на Проканал.
Там пошаговые инструкции от создания канала до первых денег.
Проканал
Стук при повороте руля в движении автомобиля
Причин несколько и мы разберем каждую из них:
- Неисправности гидроусилителя. При поворотах руля будут возникать посторонние звуки, указывающие на дефекты агрегата;
- Износ ШРУСа. Будет слышен стук при повороте руля или в движении;
- Стойки амортизатора. При поломке амортизатора его детали будут биться друг о друга, из-за чего при вращении руля будет стук.
- Выработка ступичного подшипника. В этом случае на колесе образуется люфт и появится стук при рулении.
Стук при повороте руля во время стоянки
Поворачивая руль в разные стороны во время стоянки также будет стук. Иногда прослушивается скрип.
Причины неисправности:
- Износ деталей рулевой системы. Подвижные элементы системы будут издавать скрип даже, когда машина стоит на месте.
- Поломки гидроусилителя руля (ГУР). В случае с ГУР стук может прослушиваться на месте и при поездке.
Далее рассмотрим в отдельности каждую причину стука руля.
Гидроусилитель руля
ГУР ― это система для облегчения поворота руля автомобиля. Система гидроусилителя состоит из двух основных агрегатов: непосредственно сам гидроусилитель и насос. Стук в системе ГУР может быть по причине крупной или мелкой поломки.
Насос ГУР
Повреждение насоса может быть вызвано коррозией деталей или механическим. В большинстве случаев ремонт насосов невозможен. Производится их замена.
Признаком поломки насоса будет тугое вращение руля в обе стороны.
Воздух в системе ГУР
Завоздушиться система может из-за неправильной замены ATF или нарушения ее герметичности. Понадобится устранить причины протечки масла, промыть систему и залить свежее масло.
Низкий уровень жидкости ATF
Под капотом находится бачок смазки ГУР. Если уровень жидкости в нем меньше отметки min, то долейте до нужного уровня аналогичное масло. Если бачок полностью пуст, то необходимо искать местом протечки. Чаще всего это соединения шлангов и трубок. Если произошло повреждение магистралей, то следует установить новые детали.
Важно! В некоторых случаях причиной стука руля на месте может быть ослабление натяжения ремня гидроусилителя. Проявляться неисправность будет в виде сильного нагрева ремня при включенном двигателе.
Неисправности ШРУС
Износ ШРУСа приводит к появлению характерного стука при повороте руля. Повреждение будет не в самой гранате, а в потере целостности пыльника. Из-за разрыва пыльника и попадания грязи будет прослушиваться стук при повороте руля в движении. При болтании рулем на месте стука не будет. При увеличении скорости стук будет усиливаться. На большой скорости даже может прослушиваться свист или квакающий звук.
Для диагностики неисправности достаточно произвести визуальный осмотр. Нужно вывернуть в сторону колесо и оценить состояние пыльника. При обнаружении трещин пыльник подлежит замене.
Меняется пыльник следующим образом:
- Машина вывешивается на подъемнике. Под коробку передач подставляется емкость, и сливается масло.
- Снимаются передние колеса.
- Снимается колпак со ступичной гайки и откручивается сама гайка. Затем освобождаются болты крепления шаровой опоры.
- Привод извлекается из посадочного отверстия. При этом передний рычаг отводится вниз, извлекаются фиксаторы и снимается ШРУС.
- Снимается поврежденный пыльник, ШРУС протирается чистой ветошью для удаления старой смазки. Затем закладывается новая смазка и при помощи отвертки устанавливается новый пыльник.
Важно! Иногда причина стука при повороте руля может заключаться не в пыльнике, а в опорном столбе, пружине или подшипнике. В этом случае замене подлежит соответствующая изношенная запчасть.
Стойки амортизатора
Рекомендуем почитать о пружинах амортизатора. Какие бывают и как меняются
Поломки стоек амортизатора также могут быть причиной стука при повороте руля. Чаще всего это поломка опорной чашки пружины. Проблема проявляется во время движения. В некоторых случая во время стоянки может прослушиваться стук при болтании руля. Ремонт заключается в замене чашки пружины.
Делается это следующим образом:
- Предварительно ослабляется крепление передних колес, машина вывешивается на подъемнике и колеса снимаются полностью.
- Стойку амортизатора необходимо освободить от крепления датчика ABS, шланга тормозной системы и линка стабилизатора. После откручивания двух нижних болтов стойки снимается ступица.
- Под капотом откручиваются три опорные гайки чаши пружины и снимается стойка.
- При помощи специальных стяжек пружина сжимается и откручивается гайка чашки пружины. После этого снимается старая чаша и устанавливается новая. Сборка узла производится в обратном порядке.
Важно! Причиной стука при повороте руля может быть поврежденный пыльник, внутренний подшипник или пружина. Эти детали нужно осмотреть в процессе разборки и при необходимости заменить.
Неисправности рулевого управления
Стук при повороте руля может появиться в результате износа в целом рулевой системы. Прослушиваться стук в этом случае будет при движении по неровной дороге или на больших скоростях. Слышатся стук будет в районе колес.
Причины стука и способы устранения:
- Трещины наконечника рулевой тяги. Проявляется в виде частого стука во время движения. Стук очень похож на удары по барабану. Устраняется неисправность путем замены наконечника.
- Повреждение резины сайлентблоков наконечников рулевой тяги. На некоторых моделях автомобилей наконечники рулевой тяги имеют сайлентблок. Он предназначен для снижения вибрации. При износе сайлентблока появляется тихий стук, усиливающийся при наборе скорости. Устраняется неисправность путем замены сайлентблока рулевой тяги.
- Появление зазора между шестерней и втулками на рулевой рейке. Устраняется неисправность путем подъема машины на подъемнике и подтянуть регулировочную гайку для уменьшения зазора.
Неисправности подвески
Проблемы с подвеской могут приводить к появлению стука при повороте руля. В первую очередь это износ ступичного подшипника, который начинает издавать неприятный звук.
Для проверки состояния подшипника необходимо поднять переднее колесо и поболтать его в вертикальном и горизонтальном направлении. Люфт укажет на поломку подшипника.
Самостоятельная замена подшипника достаточно трудоемка и требует определенных навыков. По возможности этот ремонт лучше сделать на СТО.
Замена ступичного подшипника своими силами делается следующим образом:
- Ослабляется крепление передних колес, машина вывешивается на домкрате и колеса снимаются.
- При помощи отвертки осторожно отжать суппорт и отсоединить его от поворотного кулака. Суппорт следует надежно зафиксировать, чтобы не повредить тормозной шланг. Далее со ступицы снимается тормозной диск. Подшипник расположен внутри ступицы. Для его извлечения лучше воспользоваться специальным съемником. В противном случае пытаясь выбить подшипник молотком есть риск повредить ступицу.
- После извлечения старого подшипника на посадочное место наносится смазка и устанавливается новый подшипник. Сборка узла происходит в обратном порядке.
И еще несколько причин стука руля, о которых не все знают
Кардан рулевой колонки
Причина в износе шлицов кардана или крестовины. Проблема чаще всего возникает в отечественных автомобилях. Стук возникает при болтании руля на месте или при резком повороте во время движения. Устраняется заменой кардана.
Разное давление воздуха в колесах
Если одно из передних колес будет накачано слабее другого, то у машины будет крен. Из-за этого периодически будет возникать постукивания. Как устранить? Очень просто: выровнять давление в колесах до нормы.
Нарушение крепления подкрылков
Повреждение крепежных шурупов или клипс приведет к смещению подкрылков и они будут цепляться за колеса или детали рулевой системы. Периодически проверяйте надежность крепления подкрылков.
Камень в подрамнике
Стук может быть из-за мелкого камня, попавшего в полость подрамника. Проявляться причина будет в виде постоянно меняющегося стука во время движения. Соответственно на стоянке из-за камня стук при повороте руля слышен не будет. Устраняется стук путем извлечения камня из подрамника.