Не все знают о том, что упомянутая в заголовке статьи топливная система Common Rail уже почти двадцать лет устанавливается на дизельные двигатели. Впервые эти системы были использованы в моделях Alfa Romeo с агрегатами JTD второго поколения в 1997 году. Как и другие системы автомобиля, отдельные компоненты Common Rail также могут выходить из строя. Поэтому для правильной работы следует уделить внимание в первую очередь форсункам, топливопроводам, ТНВД и самой топливной рампе, она же рейка.
Как работает топливная система Common Rail?
Еще больше полезной информации в рубрике “Полезные советы”
Короче говоря, в двигателях с общей топливной рампой топливо подается насосом высокого давления. Последний транспортирует топливо к специальной питающей батарее, имеющей вид рельса или рейки, расположенной над головкой двигателя вдоль цилиндров (отсюда и название всей системы). В зависимости от поколения топливной системы Common Rail в рампе создается давление в диапазоне 1300-1600 бар. Его закачка происходит в три этапа.
На первом этапе, так называемом пилотная доза. Топливо впрыскивается до достижения поршнем верхнего максимального положения. Следующий шаг – необходимая доза топлива, а третий – дожигание. Последнее очень важно, так как повышает температуру выхлопных газов. Благодаря этому катализатор быстрее нагревается, что в свою очередь влияет на более эффективную работу сажевого фильтра. Также стоит отметить, что следующие дозы впрыска не зависят от оборотов коленчатого вала или расположения цилиндров.
Залипание иглы форсунки
Как показывает практика мастерских, наименее долговечными элементами топливной системы Common Rail являются форсунки высокого давления. На их долговечность и безотказность напрямую влияет качество заправляемого топлива, а оно, как известно, не всегда самое лучшее.
В чем опасность использования неподходящего дизельного топлива? Прежде всего, после длительной остановки автомобиля игла форсунки может залипнуть в гильзе, что помешает запуску двигателя. Единственным выходом из ситуации будет доставить машину в мастерскую и тщательно прочистить инжектор.
На практике это обычно делается путем снятия одной из форсунок с двигателя и подключения ее к линии впрыска. Когда топливо начинает вытекать после запуска привода, можно предположить, что в таком положении дел виновата забитая форсунка.
Внимание! При каждом ремонте или замене вышеперечисленного рекомендуется менять инжекторные трубки на новые. Тем самым будет обеспечена достаточная герметичность всех соединений.
Неисправность ТНВД или засорение фильтра
Неисправность топливной системы Common Rail также может быть вызвана повреждением насоса высокого давления. Чаще всего изнашиваются его внутренние детали, и о его неисправности свидетельствуют ошибки контроллера, хранящиеся в памяти. Обнаружив неисправность, в первую очередь тщательно проверьте привод насоса высокого давления и в случае серьезных повреждений замените его новым или восстановленным.
Случается, что топливная система Common Rail может неправильно работать из-за поврежденного или засоренного топливного фильтра. Что происходит тогда? Обычно двигатель переходит в аварийный режим работы с соответствующей записью в контроллере о неправильном давлении в самой топливной рампе.
Засорение рампы
И, наконец, мы добрались до топливной рампы, которая также требует тщательного осмотра. Что здесь происходит? При поломке (заклинивании) насоса высокого давления внутрь магистрали попадает мелкая стружка. В этом случае специалисты рекомендуют заменить рейку вместе с датчиком давления и клапаном.
Замена его на новый требуется и в случае внутренних протечек в соединениях датчика давления и клапана с топливной рампой. Об этом следует помнить, в частности, потому что любые попытки герметизации (например, силиконом) из-за активной природы этих соединений обречены на неудачу.
Не смотря на все эти страхи топливная система Common Rail при должном обслуживании может работать долгое время. И это даже несмотря на то, что у отечественных автовладельцев Коммон Рейл не пользуется особой популярностью. Просто нужно почаще менять топливные фильтры и покупать их у проверенных дилеров. А лучше всего, если топливная система Common Rail подает первые признаки неисправности, обращаться к специалистам на СТО.